Продолжаем делиться весёлыми, необычными и «что это сейчас было» случаями с собеседований, которые нам прислали эйчары в рамках конкурса Хабр Карьеры. Победителей показали в первом выпуске на прошлой неделе, а в сегодняшнем — истории о маминой поддержке, хитрых планах по завоеванию мира, сонном царстве и особенностях профессии эйчара в ИТ. Энджой!
Невольный свидетель
Проводила собеседование с кандидатом по видеосвязи. На заднем плане был виден очень большой полированный шкаф времен СССР. Общение шло хорошо, кандидат был очень вежливый. В какой-то момент в комнату зашел дедуля, открыл шкаф и начал перебирать в нём вещи. Кандидат при этом ничего не мог сделать и продолжил рассказывать о своем опыте как ни в чем не бывало. Дедуля достал вещи, посмотрел в экран и удалился. По итогу интервью знала не только чего хочет мой кандидат, но и видела всё, что у них в шкафу хранится, а также частично познакомилась с его семьей.
Евгения Росгыттына
IT-рекрутер в Usetech
Идентификация соискателя
Когда соискатель приходит на собеседование, его встречают на ресепшене рекрутеры. Однажды моя коллега, придя на ресепшен к соискателю, уточнила его имя, и отправилась на собеседование. В ходе разговора часть навыков совершенно «выбивалась из канвы», словно пришел человек на другую позицию. Как проверить? Фото в резюме не было… И тут моя коллега решила уточнить фамилию. Конечно! Это оказался тёзка нужного ей соискателя, который, в свою очередь, сидел на собеседовании с другим рекрутером. Хорошо, что мы оперативно всё выяснили, обменялись кандидатами (впоследствии ставшими частью команды), и этот случай мы вспоминаем с улыбкой. Но с тех самых пор всегда уточняем полное ФИО, встречая кандидата, пришедшего к нам впервые, даже при наличии фото в резюме.
Наталья Шалыгина
Замдиректора по подбору персонала, «Инфосистемы Джет»
Мама всегда поддержит
Пришла женщина, сказала: «Я на собеседование». Мы удивились, потому что в это время ждали парня миддл-программиста. Давно хотели закрыть эту вакансию и парень казался подходящим кандидатом. Спустя две минуты появился брутальный мужчина лет тридцати. А женщина оказалась его мамой, они вместе пришли и просидели на собеседовании два часа. Иногда мама вклинивалась в разговор, рассказывала о его школе, танцах. Хотя он сам хорошо отвечал на вопросы. В итоге кандидата не взяли — не сошлись по з/п.
Давайте продолжим!
Пришёл как-то программист. Собеседование шло долго, и он попросился выйти и пропал. Мы переживали, что ему стало плохо — звонили, искали. И через 3 часа парень пришел как ни в чем не бывало. Зашел в тот же кабинет и сказал: «Давайте продолжим». Кандидата не взяли из-за страха, что потеряется на проекте.
Ошибся офисом
Офис нашей компании находится в одном здании со Сбербанком. Однажды на собеседование пришел парень, всё шло нормально. В конце он начал задавать странные вопросы: «Какая у вас ставка ипотеки?», «Как часто можно встретить Германа Грефа?». Выяснилось, что он шёл на собеседование в Сбербанк, а пришёл к нам. Хотя эйчары говорили, что мы — INOSTUDIO. И в электронной почте при общении с кандидатом была подпись с названием компании.
Дарья Ряшенцева
Заместитель директора по развитию в INOSTUDIO
Стажёр-полиглот
Год назад, когда я временно замещала эйчара, нам в соцсеть написал молодой человек, представившийся студентом-программистом. Он очень хотел пообщаться насчет стажировки и был готов приехать в любое время. В Мордовии ощутимый кадровый голод, поэтому я предложила пообщаться в тот же день. Кратко рассказав о компании, задала стандартный вопрос:
— На каких языках пишете?
— На русском. Немного на английском.
В первую секунду я растерялась. Студент не сразу понял, что сказал что-то не так. Когда его осенило, разволновался. Я постаралась его успокоить, рассказала о нашей системе стажировок, показала офис, но было чувство, что больше всего на свете парень хочет сбежать. Собственно, больше на связь человек не выходил.
Екатерина Горина
PR-менеджер в «Инфомаксимум»
Хитрый план
Мы искали в штат геймдизайнера, и на вакансию откликнулся один молодой человек. У него было хорошее резюме, релевантный опыт… В общем, кандидат показался очень интересным и мы пригласили его на собеседование. Я встретила соискателя у лифта, мы двинулись в сторону офиса и тут он задаёт неожиданный вопрос: «Сколько в этом здании стоит аренда?». Я ответила, что у меня нет такой информации. А он продолжает: «Насколько я знаю, тут дорого, а значит, у вас есть деньги вот это всё снимать». Я кивнула головой и попробовала перевести разговор в другое русло. Дальше странности продолжаются. Заходим в конференц-зал. Кандидат ведёт себя максимально проактивно: достаёт кипу бумаг, активно знакомится с участниками собеседования, разговаривает… Тут уже все удивились, так как обычно кандидаты иначе себя ведут. И молодой человек решил раскрыть карты: «У меня вообще своя компания тут неподалёку. Мы делаем игру (показывает бумаги), я слышал про вас, что вы крутые издатели и решил вот так попасть к вам и показать игру».
Татьяна Игнатьева
HR Generalist в Alawar
Форс-мажор на удалёнке
Один из неоднозначных случаев на собеседовании произошел в период самоизоляции, когда общение перешло полностью в онлайн. Кандидат во время интервью находился в своём автомобиле, предварительно встав на обочину дороги. В ходе разговора в него въехала другая машина, к счастью, не сильно, и кандидат не пострадал. Собеседование, естественно, прервали, и он ушел вызывать ГИБДД.
Юлия Канюкова
Руководитель группы по подбору персонала Yota
Просто очень хотелось спать
Кандидат уснул во время собеседования. Первая реакция у нас была — испуг, т. к. не сразу стало понятно человек уснул, мы подумали: «А вдруг ему стало плохо или он в обмороке». Хотели вызвать скорую, поскольку кандидат не реагировал на вопросы, увеличение тона голоса. Потом мы услышали храп и не стали будить. Когда он проснулся, мы спросили, с чем связана такая реакция и всегда ли на собеседованиях он засыпает (а вдруг это психосоматическая особенность — «реакция на стресс»). Парень ответил, что до часу ночи работал, а до четырёх утра играл в Warcraft. А уже в 8 утра он проснулся, чтобы приехать на собеседование, которое было назначено на 10 часов.
Не царское это дело
Однажды к нам пришел специалист по Data Science, но нас насторожил тот факт, что он работал в компаниях где Big Data отсутствует. В первую очередь мы дали ему письменный тест на проверку экспертизы, он написал на первой странице: «тест и формулировки вопросов составлены настолько непрофессионально, что его унижает такое задание и он не будет отвечать», бросил бумажки нам в лицо, гордо встал и вышел.
Особенности профессии
Среди ИТ-рекрутеров много молодых и симпатичных девушек, поскольку это одна из особенностей профессии. Часто происходит следующее: кандидаты, проходят все этапы собеседования, им присылают оффер, а они отказываются. Когда мы спрашиваем: «Ну, как же так? Как факторы вас заставили передумать?» они все отвечают примерно одинаково: «Уже на первом собеседовании понимал, что не хочу в эту компанию и проекты не драйвят, но мне очень понравилась ваш рекрутер и все этапы я проходил, чтобы с ней пообщаться и пригласить на свидание».
Карина Султанова
Старший куратор карьерной практики в Лаборатории карьеры Алены Владимирской