Мы не будем вымещать злобу на другом, если не ищем виновных. Злоба вымещается, если мы конкретно знаем, на кого злимся. Мы всегда думаем, что злимся на кого-то. На самом деле – мы есть злоба, мы наполнены злобой. Энергия превращается в злобу, когда мы испытываем неудовольствие и не выражаем его, когда мы накапливаем компромат, и не позволяем себе откликаться на происходящее.
Если мы откликаемся в каждый момент, даже если мы злые, никто не оскорбится и не обидится – там не будет эго. Там будет просто отклик, мы будем говорить: «я злая», «я злой» и будем злиться. Посмотрите, как злятся дети – это же восторг. Они краснеют, бросают игрушки, колотят, во что ни попадя, они не взвешивают, можно разбить или нет, они просто бросают, они просто злятся – они искренни.
Когда мы неискренни, мы накапливаем в себе злобу по поводу того, что кто-то нам чего-то не додал, не поступил с нами так, как мы хотели. Мы все это затаиваем, копим, а потом взрываемся. Вот этот взрыв мы и считаем злобой.
В этот момент мы становимся сумасшедшими, но рядом другой, и вроде как есть повод для сумасшествия. Это же не мы сделали, это другой нас довел до такого состояния – есть конкретно на ком выместить злобу. И мы вымещаем, в основном на близких, особенно на детях, за неблагополучный секс, за конфликты с мужьями и женами, и так далее.
Посмотрите, мы вымещаем злобу на чужом человеке? Нет. Здесь мы становимся хорошими, милыми, добрыми, красивыми. У нас нет внутренних ран от этих людей, поэтому мы считаем, что они не отвечают за наши действия.
Кто ответственен за нас? Почему мы злобные? Потому что муж такой, дети такие? Нет. Мы никогда здоровыми не станем, если не поймем, что это наше, личное сумасшествие, и никто за это ответственность не несет.
Мы бы не были злобными, если были бы прямодушными, простодушными, искренними, спонтанными, тотальными, если могли бы жить свою жизнь и видеть каждый момент таким, какой он есть. Но мы боимся другого, а когда мы боимся, то накапливаем, контролируем, злимся, а потом вымещаем злобу.
Точно так же мы предъявляем обиду: мы оглашаем длинный, длинный список того, что другой сделал нам в прошлом году, позапрошлом году, 10 лет назад, еще до свадьбы и так далее. Какое отношение это имеет к данному моменту? Никакого! Мы просто ищем повод для истерики, для вымещения злобы, обиды на другого, потому что нам страшно признаться: если дело не в них, то дело в нас.
Поэтому лучше сразу признаться, что дело в нас. Мы нездоровы, душевно нездоровы. Мы должны быть внимательны к качеству своей жизни и к тому, что мы с ней делаем. Мы должны видеть, откликаемся ли мы на ситуацию своевременно, или просто накапливаем компромат, чтобы у нас была истерия, неврастения, чтобы мы находились в злобе, ненависти и пугали самих себя.
Из-за этого мы потом боимся самих себя, неправомочны ни жить, ни любить, ни заниматься сексом. Выместив злобу на другом, мы боимся этого же человека, боимся быть виноватым перед ним, и конца, и края этому не видно. Последствия тяжелые.
Поэтому, помните, что если мы в злобе – мы есть злоба. Мы должны знать, что в этот момент мы есть ненависть, мы есть злоба и это нужно переживать с достоинством. Тогда мы можем сказать: «Я в злобе, не подходите сейчас, я опасен для вас». Мы можем отлупить подушку или боксерскую грушу, можем просто корчить рожи в зеркало или порвать любимую книжку, пока не выместим эту злобу. Но мы будем знать, что виновных нет, это всего лишь момент нашей жизни.