(c) Оргазм Records, 1998
(p) Изоляция Records (CD), фан-клуб ОРГАЗМ НОСТРАДАМУСА (MC), 2019
13 tks./T.t. 44:15
Лейбл "Изоляция Records" и фан-клуб группы ОРГАЗМ НОСТРАДАМУСА переиздают студийные, концертные и репетиционные записи к 25-летию культовой улан-удинской команды. Однако прежде чем приступить к рассмотрению альбомов ОН, мне придется подробно остановиться на идеологии группы. Заранее прошу у читателя прощения за пространное изложение, которое необходимо для погружения в контекст.
ОН возглавляли так называемое "Движение Гидроцефалов", в которое входили экстремальные музыканты, поэты, художники, чье творчество не вписывалось в рамки традиционного искусства. В качестве эмблемы движения был избран "Знак гидроцефала" - квадрат, перечеркнутый крест-накрест, древний символ саморазрушения и самоуничтожения. "Гидроцефалы" отрицали общепринятые морально-этические нормы и ценности, общественные табу, ставили цель тотального разрушения, были крайне агрессивно настроены к "нормальным" членам социума ("быдло-индивидуумам"). Вершиной существования "гидроцефалы" объявляли перманентное безумие и юродство, высшим проявлением творчества - истерию, главным состоянием провозглашали сумасшествие.
Догматы "Движения Гидроцефалов" воплотились в философии анархо-аморализма, суть которой лидер и основатель ОРГАЗМА НОСТРАДАМУСА Алексей "Угол" Фишев раскрыл в интервью 2000 года: "Анархия, так как вижу и проповедую ее я - это, прежде всего, свобода от морально-этических тисков и общественных табу. С одной стороны, это иллюзорная утопическая идея отрицания государства с его сатрапами и политической педерастией, неприемлемость институтов семьи, заскорузлого быта и вообще существующей системы, матрицы, так сказать. С другой, это сугубо философское даосско-суфийское мировоззрение, открывающее огромные энергетические дали для индивидуума. Ведь панк-рок - по большому счету, не музыка, а образ жизни и мысли. Если ты панк настоящий, не бутафорный, ты всегда находишься на экстремальном полюсе. Ты вышел за кулисы этой мышиной возни. Это очень свирепое психологическое состояние, в котором ты пребываешь всегда. Не каждому это под силу... Панки и им подобные ярко выраженные агрессивные энергоносители всегда были и будут. Если, например, заглянуть в историю, в Древней Руси это юродивые и скоморохи, в литературе это Достоевский, Толстой, Велимир Хлебников, наконец. А рок-музыка - это самая на данный момент благоприятная почва для генерации панк-культуры". Неотъемлемые составляющие анархо-аморализма - хаос, разложение и уродство, синтез разного рода психических отклонений и распада личности, изучение возможностей негативного человека и поиска его места в мироздании.
Исходя из вышесказанного, музыкальный стиль ОН Алексей Фишев определял как "аморал-кор". Если все же углубиться в музыкальную составляющую, в ней можно обнаружить признаки индастриала, хардкора, скоростного панка, ой, даже блэка. Лично я определяю музыкальную стилистику ОН как индастриал-ой-панк-блэк-кор. При этом смею не без категоричности заявить: Алексей Фишев - поэт с большой буквы, несмотря на то, что иногда допускает корявые рифмы. Стихи, одновременно философские и провокационные, наполненные эпатажем и высшим эмоциональным напряжением, часто изобилуют цитатами, отсылками, аллюзиями и реминисценциями.
Альбом "Лихорадка Неясного Генеза" записывался в составе: Алексей Фишев - почти все тексты, вокал; Александр "Ава/Архип" Архипов - музыка, гитара, клавишные, звук, запись, сведение; Антон "Зомби" Кирюшин - бас; Егор "Егорик" Прибылов - барабаны; Владимир Батурин (ИМПЕРИЯ СНЕГОВ) - звук, духовное наставничество.
В 2000 году альбом издавался на кассете лейблом "Neuro Empire Records", а в 2005-м на CD им же совместно с "Sound Age Productions". В прошлом году был выпущен с новым ремастерингом, сделанным Романом Трофимовым, на компакт-диске (в диджипаке и jewel box'е) и на кассете.
Название альбома родилось из диагноза, который Углу поставили в больнице. А помещенная на обложку черно-белая фотография солдата с пробитой снарядом головой, вкалывающего себе наркотик в вену, целиком и полностью вписывается в эстетику анархо-аморализма.
Звучание альбома весьма сырое. У меня создается впечатление, что запись производилась на бытовую аппаратуру не самого высокого класса. Вокал утоплен, из-за чего разобрать слова крайне сложно. К CD прилагается 20-страничный буклет, содержащий, наряду с текстами песен, черновые рукописи Угла и архивные фотографии. Обладатели кассет могут не расстраиваться: тексты всех песен альбома легко ищутся в Интернете.
Дикие клоуны из одноименной песни - настоящие анархо-аморалы, нарушители запретов, разрушители стереотипов, ниспровергатели существующей системы. Поэтическую составляющую обрамляют две цитаты - из песни Владимира Быстрякова на стихи Владимира Левина "Куда Уехал Цирк?" и из "Интернационала" Пьера Дегейтера/Эжена Потье. На создание песни "Ликвидация" лидера ОН вдохновил реальный случай. Предоставлю слово Леониду Резанову - бывшему бэк-вокалисту и сооснователю ОН: "Тема "Ликвидация" посвящена одному гопу - одногрупнику Угла с говорящей фамилией Быков. Все началось на вечеринке, куда мы с Углом попали случайно и где вели себя отвратительно... Терпение гопов лопнуло, когда мы стали глумиться над их бабищами, еле ноги унесли... наутро с бодуна я позвонил этому чуваку и напугал его метафизической ликвидацией, через пару дней Угол показал текст".
С точки зрения анархо-аморализма, человек, вписанный в систему общественных отношений, безответственен, жаден, подл, эгоцентричен, лишен гуманных качеств, не достоин сожаления и подлежит ликвидации. "Алеша-Почемучка" - это, видимо, кусочек автобиографии: маленький Алеша Фишев отличается любознательностью и задает странные вопросы. Ортодоксальным христианам, лишенным чувства юмора, слушать песню категорически противопоказано!
Следующая вещь под подбадривающим названием "Крепанись, Синяк-Братишка" побудила меня задуматься над вопросом: сколько нужно употребить алкоголя, чтобы внутри тебя началась война между множеством твоих "я"? Припев строится на слегка измененной цитате из книги Фридриха Ницше "Сумерки идолов, или Как философствуют молотом" ("То, что нас не убивает, делает сильнее").
Герой песни "Ночью в Комнатушке", мучимый белой горячкой и преследуемый кошмарами, готовится лезть в петлю... Можно подумать, что в "Моратории" автор предсказал COVID-19. Лирический герой по инерции проживает каждый последующий день, похожий на предыдущий, бухает, жрет и испытывает неуверенность в завтрашнем дне.
Текст "Гимна Гидроцефала" написан Антоном Кирюшиным. К сожалению, в выходные данные CD и MC эта важная подробность не попала, так как стала известна издателям уже после выхода компакт-диска и кассеты. Хорошо бы при допечатке тиражей эту оплошность исправить. А я рад, что первым могу правильно поставить точку над "i". Мысли Гидроцефала напоминают движение по замкнутому кругу без начала и конца. Все выглядит как-то уж очень пессимистично.
В герое песни "Старый Паталог" узнается носитель одной из субкультур, не обязательно панк. "Непостижимое Вечное" - один из образцов философской рефлексии Алексея Фишева. Он призывает на помощь арифметику, все умножает на 0, остается один и наблюдает за тем, как исчезает вселенная. Непостижимое вечное - это +-∞.
"Старая Песня о Главном" - кавер на песню Владимира Шаинского на стихи Михаила Рябинина "Когда Цвели Сады" из репертуара Анны Герман. Версия советского шлягера, предложенная ОН, вызывает у меня противоречивые чувства: от чисто музыкального решения я испытываю восторг и восхищение, а вот текстовая составляющая удручает: замена цветущих садов на встающие хуи выглядит по́шло, не более.
"Танцы до Неба" - апофеоз безотчетного веселья. В песню органично вписываются две цитаты: поэтическая - из "Диалога у Телевизора" Владимира Высоцкого, музыкальная - из радио- и телерекламы "Nescafé Classic".
"Проникновение в Зазвездие" - еще один философский экзерсис, пособие по выходу за пределы реальности. В некоторых строфах заметно влияние Егора Летова; в финальной строке автор отсылает к приключенческому роману Майн Рида "Всадник без головы". Два следующих трека объединены в большую композицию.
"Как на Пасеке" - сказочка про незадачливого вора, позарившегося на чужой мед. Ее автором вполне мог бы быть Михаил Горшенев. Алексей Фишев читает свое произведение с интонацией сказочника Николая Литвинова. "Колумбийские Клубни" - это, видимо, песня о манипуляции сознанием, контроле и зомбировании в техногенную эпоху. Хотя можно предположить, что из колумбийских клубней извлекаются наркотические вещества.
Первая песня начинается фразой "No pasaran, camarades", а последняя ею же заканчивается. Таким образом, содержание альбома закольцовывается... На этом мне придется поставить многоточие, чтобы вскоре продолжить рассматривать переиздаваемые альбомы легендарной группы.